Главная \ Авторские статьи \ Обида и выбор

Обида и выбор

Выбор сам по себе является решающим для содержания личности; благодаря выбору она погружается в то, что было избрано, — если же личность не выбирает, она увядает в самоизнурении.

С. Кьеркегор

Я  до сих пор так и не понял, зачем люди подолгу обижаются друг на друга. Жизнь и так непростительно коротка.

Боб Марли

Обида – это чувство, которое держит человека в прошлом. Событие, факт уже свершился, а переживания продолжаются и отравляют жизнь в настоящем моменте. Чувство обиды, как и любое другое переживание, связано с гормональными реакциями организма. У обижающегося человека происходит активация мелатонина, кортизола и норадреналина, которые на телесном уровне провоцируют возникновение различных спазмов и зажимов, ощущается как «ком в горле», давление в области грудной клетки и напряжением. Чувство обиды сопровождается ухудшением психоэмоционального состояния, подавленным настроением, печалью, раздражительностью, злостью, гневом, неспособностью к переживанию радости и удовольствия.

Как любое чувство, обида выполняет свои функции, выступает своеобразным регулятором отношений человека с миром, с Другими.

  1. Обнаруживает уязвимые места обиженного;
  2. Служит сигналом о нарушении социального контакта;
  3. Показывает степень, глубину нарушения контакта;
  4. Указывает на путь к восстановлению нарушенного контакта;
  5. Помогает исправить социальную коммуникацию.

А также имеет и свои вторичные выгоды.

  1. Способствует привлечению внимания и сочувствия от окружающих;
  2. Помогает уйти от ответственности;
  3. Даёт право обиженному «право» манипулировать обидчиком на чувстве вины.

На способность обижаться также оказывает такая характерологическая черта, как обидчивость, которая рассматривается коллегами как качество инфантильной, незрелой личности и проявляется в завышенном уровне ожиданий и претензий, в нежелании брать на себя ответственность. В страдании от чувства обиды некоторые находят даже некое упоение от ощущения себя жертвой, а некоторые находят смысл жизни – в наказании обидчика и мести.  Таким образом, обида становится долгой (а иногда и вечной) войной за свои несбывшиеся ожидания.

Считаю,  что в процессе работы с обидой, самым важным является обнаружение тайного смысла обиды, того послания, которое скрывается за этим чувством.

Обижающемуся человеку можно задать вопросы:

  • Что даёт тебе обида?
  • Зачем ты выбираешь обижаться?
  • Что ты хочешь получить в результате обиды?
  • Сколько времени своей жизни ты хочешь прожить с обидой?
  • Кто в результате наказан твоей обидой?
  • Чем ты платишь за свою обиду?

Насиловать клиента идеей о прощении в работе с обидой считаю проигрышной стратегией. Все техники прощения могут быть эффективными только в случае, когда клиенту удаётся разгадать «тайный смысл» этого чувства и сделать осознанный выбор.

 

Какими могут быть задачи психотерапевта в работе с обидой?

  • помощь  клиенту разделить ответственность между обиженным и обидчиком (обидчик отвечает за совершённое действие, обиженный – за свои переживания);
  • помощь клиенту в анализе адекватности своих ожиданий;
  • помощь клиенту в обнаружении своих уязвимых мест и «болевых точек»;
  • помощь клиенту в осознании своих потребностей и нахождения зрелого способа их удовлетворения;
  • информирование о возможных психосоматических последствиях обиды;
  • помощь в  принятии несовершенства и не идеальности мира и Других;
  • показать возможные пути выбора поведенческой реакции на обиду (месть, углубление конфликта, разрыв отношений, игнорирование, примирение, прощение).

В предыдущей публикации я описывала взгляд на обиду, не как на чувство, а как на процесс. На мой взгляд, в таком понимании обиды заключен потенциал выбора.  Личностный выбор – это волевой и смысловой процесс, основанный на мотивации и цели. Выбор предполагает активность личности и осмысленность. Специфика деятельности личности в ситуации выбора во многом зависит от степени осознания им возможных альтернатив и их последствий, влияющих на дальнейший ход жизни. Личностный выбор сопровождается готовностью принимать на себя ответственность за принятое решение и его последствия.

Опираясь на экзистенциальные данности  (одиночество, свобода, смысл и смерть) человек стоит перед выбором: прожить жизнь и умереть с обидой  или без неё, выбрать путь мести, углубления конфликта, игнорирования и разрыва контакта или путь примирения.  И в этом выборе – каждый одинок, свободен, и ответственен.

Комментарии

Комментариев пока нет

Оставить заявку
Будем рады ответить на любые интересующие Вас вопросы